
ДЕТСКИЕ ДЕНЬГИ:
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ
КАК ОСНОВА УСПЕХА
Статья Серёжи Снежного (группа «ИР7», ir7.ru)

задание №1: определить, в какой пачке большая сумма
1. ВЕНЕЦ ДАЛЁКОГО БУДУЩЕГО
Помимо насыщенного общего образования наш ребёнок учится петь, танцевать, рисовать, говорить на разных языках, учится духовности и благочестию. Его интересуют технологии будущего и робототехника, спорт и, конечно, всевозможные игры. Мы вполне можем, приложив максимум родительских усилий, вырастить прилежного вундеркинда, маленького гения, примерно воспитанного и радующего нас пятёрками — но при этом, не дай Бог, всё же рискуем не подготовить малыша к реальной жизни, невольно формируя завышенные ожидания от неё. Ведь однажды наше чадо обязательно столкнётся с вопросом финансового самообеспечения и необходимостью сдать самый сложный жизненный экзамен на практическое владение финансовой грамотностью.
Действительно, если всё детство человек провёл только в играх, танцах и песнях, если для него нет ничего важнее, чем петь, танцевать или рисовать, и он чувствует при этом себя всегда избранным, супергероем или победителем, то такой ребёнок очевидно будет открыто надеяться, что в будущем именно эти навыки он и сможет монетизировать, что это и есть та самая финансовая грамотность для детей. Пишешь стихи и поёшь? Да ты восходящая звезда, миллионер. Рисуешь? Да ты признанный художник: что ни картина, то миллион. Побеждаешь в танцевальных или спортивных соревнованиях? Да ты вообще в жизни не будешь нуждаться в деньгах с таким стартом.
2. ЗАПЛАТИ. ЗАРАБОТАЙ!!

задание №2: найти миллион
И вот, наш певец и танцор, художник и спортсмен подрос. И что он видит? Он видит жизнь, в которой на реализацию его талантов и амбиций, развитых с детства, нужны большие деньги. А вот реальная финансовая грамотность этого мира, к которому мы его готовим:
- Хочешь, чтобы твою песню услышали на радио или в интернете? Заплати.
- Хочешь станцевать в ДК или на ТВ? Заплати.
- Хочешь организовать выставку своих картин? Заплати.
- Хочешь попасть в полуфинал в борьбе за титул чемпиона? Заплати.
- Изобрёл что-то перспективное, достойное патента? Заплати за него.
Но дело даже не в этом. А в простых бытовых вещах:
- Хочешь поесть? Заплати.
- Хочешь организовать отпуск или путешествие? Заплати.
- Хочешь создать семью? Умей заплатить за все основные потребности каждого из её членов, то есть заплати вдвойне или втройне.
А когда свободных денег — всегда ползарплаты, то результат — бедность. А это, разумеется, нежелательный результат.
3. НАВЫКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Таким образом, блестящий старт в детстве не всегда равносилен успешному решению вопроса финансового самообеспечения. Конечно, столь развитый человек быстро изменяется и приспосабливается под окружающую действительность. Он ещё научится выживать и побеждать, переосмысливая свою жизнь. Но ещё лучше учить ребёнка полезным навыкам финансовой грамотности с раннего детства, хоть с двух лет (и никогда не поздно, даже в 20). Вот основные:
- Быть лидером. Это не значит быть лучше всех, а значит просто учиться умению привлекать других людей работать на тебя за вознаграждение или мотивацию.
- Развивать в себе дар продавца и учиться торговать.
- Преумножать деньги (управлять, контролировать, распоряжаться, инвестировать, считать, распределять, беречь, экономить и вести учёт). Законы умножения малых и больших денег одни те же: иметь как можно больше финансовых активов, иметь как можно меньше пассивов, чтобы деньги работали на себя: в плюс, а не в минус.
- Финансовое целеполагание: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные цели. Принятие решений: зарабатывать деньги сейчас, тратить потом (а не наоборот). Ты единственный в мире, кто распоряжается твоими деньгами.
- Мудрость: кредитов и денег в долг — не брать.
- Великодушие. Способность платить достойную зарплату наёмным работникам. Сюда можно отнести и противоположную добродетель: способность подавать умеренную милостыню всем у тебя просящим, обездоленным, кто находится за чертой нищеты и которые всегда найдутся. А если нет возможности подать им милостыню — то хотя бы пожать протянутую руку и тем самым проявить милосердие.
4. КУЛЬТУРА ДЕТСКИХ ДЕНЕГ

задание №3: где солнышко?
Культуры детских денег не было в Советском Союзе. Последнее поколение детей СССР имело небольшое представление о деньгах, поэтому в капитализме финансово преуспели немногие дети СССР. Однако сейчас ситуация жёстко иная. Рождённые в капитализме, многие дети приобщаются родителями к культуре денег с раннего возраста, получая их за оценки, подрабатывая в каникулы и изучая экономику. Сейчас успешных историй становления финансово обеспеченных личностей будет больше. И одновременно преуспеть в таком экономически высокоразвитом обществе будет сложнее неподготовленному ребёнку.
Дорогие родители!! Заботливо прививайте Вашему любимому чаду основы финансовой грамотности с главной целью — чтобы он в будущем смог построить крепкую Семью.
Что такое успешные Investor Relations, IR? Это, в первую очередь, твои личные гармоничные отношения со всем деловым миром, отношения финансово грамотные, даже если это пока детские деньги. Ведь каждый человек, пусть и маленький, — это уже несущий ценность миру инвестор, о чём уже больше 10 лет учит группа «ИР7».
Статья подготовлена с Любовью группой «ИР7» по просьбе международного глянцевого журнала «Piety Mom».
Статью написал
Серёжа Снежный,
IR-специалист