Russia

Группа «ИР7»

Взаимоотношения с инвесторами России
Russia's investor relations

Investor Relations

ДАР IR
взаимоотношения с инвесторами и финансовый сектор

Автор исследования:
Серёжа Снежный,

Залогом успешного функционирования любой компании являются эффективно выстроенные связи с «внешним миром» — партнерами, государственными органами, профессиональным сообществом, СМИ и т. д. Что касается публичных компаний, то залогом их успешного функционирования являются, прежде всего, эффективные взаимоотношения менеджмента компании с ее собственниками и потенциальными инвесторами.

В то время как специалисты по связям с общественностью (PR-службы) уже работают во многих российских компаниях, специалистов по взаимодействию с акционерами и потенциальными инвесторами (investor relations, «отношения с инвесторами», далее — IR) очень немного.

Сейчас большинство крупных компаний разрабатывают стратегию своего развития с ориентацией на IPO. Выход компании на IPO накладывает на нее серьезные обязательства: инвесторы в разных странах требуют постоянного внимания. Размещение акций российских компаний на международных биржах — одна из самых обсуждаемых экономических тем в России. В связи с этим все эксперты сходятся во мнении, что потребность в IR-специалистах будет расти. Эффективность привлечения инвесторов, а также суммы, которые они будут готовы заплатить за акции компаний, будут зависеть от эффективности организации работы специалистов по IR.

Четыре причины, объясняющие, почему роль коммуникаций в современном мире возрастает:

  1. Старые факторы производства (труд, земля и капитал) уступили место новым факторам (компетенция, потребители и знание).
  2. Знание стало основным источником конкурентоспособности в контексте стратегии компании.
  3. Интеллектуальный капитал (информация, опыт и знание) становится главным активом компании, и его стоимость может в несколько раз превышать материальные активы.
  4. Появляется понятие потребительского капитала (customer capital), который определяется как ценность взаимоотношений организации с ее партнерами и клиентами.

Способна ли фирма в условиях российского рынка использовать свой максимальный экономический потенциал, обходясь без специализированной службы по отношениям с инвесторами?

Содержание такой службы оправданно для компаний, работающих на рынках конкурентоспособных стран с мощной экономической инфраструктурой. В первую десятку поисковой системы Google по ключевому словосочетанию «investor relations» попадают гиганты в области наукоёмких технологий, такие как Microsoft, IBM, Intel, Apple, Adobe, Walt Disney и сам Google.

Необходимость службы по отношениям с инвесторами в нашей стране обуславливается тем, что российскому инвестору зачастую не уделяется должного внимания. Из-за этого он сталкивается с двумя типовыми проблемами: отсутствие сведений о выполнении его воли при операциях с ценными бумагами и недостаточное раскрытие информации о фирме частному лицу. Решение таких проблем — поле профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью в области финансов.

Современная профессиональная этика бизнеса не позволяет ставить клиентов одной категории выше остальных. Исходное значение термина VIP сегодня стирается, т. к. в цивилизованном бизнесе он относится либо ко всем лицам, контактирующим с фирмой, либо не употребляется.

Работая с инвестиционным имиджем, IR-служба оперирует реальными аспектами предпринимательства. Свою деятельность она осуществляет на основе строго научного анализа отношений между организацией и её целевыми аудиториями. Конечная цель инвестор рилейшнз — постоянно умножать прибыль фирмы и лиц, активно сотрудничающих с ней, тем самым содействуя развитию экономической культуры общества в целом.

При этом эффективная IR-программа не заменяет общую инвестиционную стратегию компании и является только её составной частью. Деятельность IR-специалиста направлена на оптимизацию периодов экономического роста фирмы и амортизацию на этапах спада.

Процесс подготовки PR-кампании для инвесторов состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный период.

Этот этап должен ознаменоваться активной информационной компанией, цель которой показать, во-первых, финансовую состоятельность и благонадежность компании, и, во-вторых, необходимость инвестиций и их целесообразность. Предприятию необходимо организовать поток информации о компании в СМИ (пресс-релизы, финансовые бюллетени, интервью с руководителями и т.д.) Одновременно можно начать общую кампанию, способствующую повышению имиджа фирмы, а значит, и увеличению стоимости бизнеса: в частности, делается акцент на популярном бренде, развитой дистрибьюторской сети и других позитивных сторонах компании.

2. Подготовка информации для инвесторов.

Первый вопрос, который интересует каждого инвестора: чем занимается компания. Ему необходимо видеть цель, которую преследует компания в своей деятельности и убедиться, что руководство прилагает все силы для ее достижения. Вся информация для инвестора должна находиться в зоне его досягаемости, чтобы ему не приходилось тратить своё время на ее поиск.

Для инвесторов составляется инвестиционный меморандум, который включает в себя:

Нельзя готовить одно предложение для всех. Поскольку инвесторы разные, то для каждого стоит выделить свои акценты. В описании информация, кроме всего прочего, должна быть привлекательна для инвестора. В документе следует искать баланс между информативностью и аргументами, способными убедить инвестора сделать выбор. Не следует перегружать текст техническими деталями. Как правило, инвестор не в силах оценить техническое содержание проекта.

3. Организация презентации.

После меморандума составляются письма для инвесторов и рассылаются им. Когда письма будут разосланы, можно договариваться о встрече. Естественно, на этом этапе круг инвесторов сужается. Оставшимся предлагается прийти на презентацию. Можно также пригласить независимых экспертов, которые дадут положительную оценку проекту. Кроме того, фирма должна сконцентрировать внимание потенциальных инвесторов на положительном опыте компании: например, подготавливается история уже успешно реализованных проектов с привлечением внешних инвестиций. Стоит также подготовить корпоративную историю компании. Многие инвесторы, особенно зарубежные, обращают на это внимание.

4. Презентация.

Можно предложить ряд рекомендаций при проведении презентации.

Автор исследования:
Серёжа Снежный,
подпись

ir7.ru | на главную страницу